Главная | Панель управления | Регистрация | Вход
Четверг, 25.04.2024, 14:29
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"



Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Саратов на старых открытках

Открытку академик Лихачев считал в свое время свидетелем эпохи, т.е. он говорил, что роль открытки была недооценена как некоего феномена по истории культуры России. Потому что открытка в то время фиксировала все. В какой-то период времени она вообще заменяла собой оперативный информационный источник.
Еще в дореволюционные годы местные фотографы пытались запечатлеть облик Саратова. В октябре 1864 года известный фотограф А. С. Муренко выпустил альбом с 12 фотографиями города. В 1866 году он снял еще два вида: Московскую улицу от Старого (Троицкого) собора и вновь сооруженную Владимиро-Богородицкую (Маминскую) церковь. В мае 1868 года в фотографии А.С. Муренко продавались 14 видов Саратова.
Антон Степанович Муренко (1837-1875) по окончании Павловского кадетского корпуса был прикомандирован к фотографическому отделению военно-топографического депо. Выйдя в отставку, Антон Степанович поселился в Саратове, где открыл фотографическое заведение, ставшее одним из лучших в городе.
В 1878 году серию снимков с изображением зданий и окрестностей Саратова сделал фотограф-любитель Петр Павлович Пятницкий. В летние месяцы 1879 и 1880 годов Пятницкий объехал саратовские уезды и выпустил большой альбом, посвященный 100-летию учреждения губернии.
Живописные места Саратова снимал местный фотограф И. М. Егеров.
Лучше других известны фотоснимки и альбомы фотографа Д.Г. Финогеева. Он создал большую коллекцию фотографий по этнографии, сельскому хозяйству и архитектуре губернии.
Весной 1890 года во всех книжных магазинах города можно было увидеть только что поступившие в продажу альбомы, посвященные 300-летию Саратова. Оригиналами для издания явились фотографии Финогеева, изображавшие лучшие здания и улицы Саратова.
Виды Саратова запечатлел и известный нижегородский фотограф Максим Петрович Дмитриев (1858-1948). После путешествия по Волге в 1894 году он издал «Альбом видов Поволжья», в который вошли 120 снимков. А в 1903 году М.П. Дмитриев завершил свою работу, сфотографировав Волгу от истока до Рыбинска. В том же году в Москве был издан альбом «Волга-Саратов-Астрахань».
Некоторые коллекционеры склонны считать первой почтовой открыткой, посвященной Саратову, иллюстрированную многоцветную карточку: в центре живописного поля помещен герб Саратова на фоне цветков белоснежной лилии, а справа и слева от герба выполнены в обрамлении лавровой и дубовой ветвей изображения Троицкой церкви и Александро - Невского собора, являвшихся главными достопримечательностями города. В левом нижнем углу на щите дата: 1591-1891 и рядом в три строки текст: «В память 300-летнего юбилея г. Саратова. 9 мая 1891 года».
Первые иллюстрированные открытки были черно-белыми. Но вскоре появились и цветные, выполненные несовершенным методом хромолитографии. При таком способе мастер вручную изготовляет печатную форму на камне.
В конце 90-х годов XIX века быстро распространяется фототипия, сначала черная, потом серая и, наконец, цветная. В отличие от других способов печати фототипия очень точно воспроизводит без растра полутоновые оригиналы: исключительно мягкие и точные по передачи репродукции.
Открытки с видами Саратова выполнялись как хромолитографией, так и фототипией. Большая часть открыток по заказу саратовских издателей отпечатана в фототипии Шерер, Набгольц и К° в Москве и шведском издательстве К.А.Граберга в Стокгольме. Качество московской фирмы неплохое: четкая печать, сочные краски. А общество Гранберг, сохраняя относительно правильный рисунок, цвет передавало измененно.
Наиболее крупным саратовским издателем открыток являлся Петр Григорьевич Бестужев – купец, имевший в Саратове два крупных магазина по продаже обуви, дорожных вещей, писчей бумаги, открыток и иных товаров. В издании П.Г.Бестужева вышло несколько серий с видами Саратова, в том числе и рисованная цветная серия, выполненная хромолитографией.
Многочисленные серии открыток выпускал Карл Филиппович Кнауб. Его выпуски насчитывают сотни видов. В годы империалистической войны К.Кнауб выпускает серию открыток-монтажей «Привет из Саратова». Особой оригинальностью отличается открытка из этой серии с изображением дирижабля, на корпусе которого помещены виды двух улиц Саратова.
Довольно часто встречаются открытки, изданные Александром Ерофеевичем Фединым (отцом будущего советского писателя К. А. Федина) и Владимиром Ивановичем Покровским. Они выпустили несколько серий открыток, отличающихся разными шрифтами и краской надписей. В 1909 году компаньоны разделились и открыли собственные магазины: А.Е.Федин на Ильинской (Чапаева) улице, а В.И.Покровский на Александровской (Горького) улице. Каждый из них продолжил издание саратовских открыток.
Несколько открыток с видами Саратова и надписью «Сердечный привет с Волги» издал в 1912 году М.В.Клюкин, имевший книжную торговлю в Саратове. Спустя несколько лет он выпустил отрывной альбом «Виды Саратова», где каждая открытка у корешка альбома имела перфорацию.
Открытки с видами города издавал И. И. Брендель – владелец книжных магазинов «Домашняя библиотека» и «Авиатор» в Москве и магазина «Союз» на Немецкой улице в Саратове.
Несколько десятков видов Саратова – берег Волги, пристани, пароходы, баржи можно видеть на открытках самарского издателя Я. Л. Мытника.
Крупнейшим издательством, выпускающим видовые открытки в последнее десятилетие перед революцией, было «Контрагентство А. С. Суворина и К°». Суворин – владелец газеты «Новое время», пользуясь связями, получил монопольное право книжной и газетной торговли, на всех железнодорожных станциях и пристанях России. К нему же перешло от прежнего арендатора «Контрагент печати» и открыточное дело.
Для создания открытки местные и иногородние издатели использовали фотоснимки известных саратовских фотографов А. С. Муренко, Д. Г. Финогеева, П. П. Пятницкого и других, чье авторство не обозначено на открытках.
Сюжетов, запечатлевших Саратов на открытках, известно около двух тысяч. Это – изображение улиц, отдельных зданий, окрестностей города, пейзажи Волги. Подавляющая часть открыток отображает центральные кварталы города. Виды окраин почти нет, лишь несколько общих планов Большой Горной улицы, Узенького моста через Глебучев овраг и др.
Больше всего открыток было выпущено с изображением Никольской (Радищева) улицы и прилегающей к ней Соборной (Коммунарной) площади. Никольская улица – деловая часть города. Здесь находились здания присутственных мест, духовной консистории, государственного банка, другие учреждения, масса магазинов, контор, учебные заведения. Всю Соборную площадь занимал городской бульвар Липки, рядом с которым высился Александро-Невский собор с колокольней – памятник саратовским ополченцам 1812 года.
На многих открытках запечатлен с разных точек этот собор, ухоженные уголки и красивые павильоны любимых саратовцами Липок.
Большой популярностью пользовались расположенные на площади концертный зал и театр Очкина.